Знакомство с техниками ребёфинг, вайвейшн
Будь смиренным, ибо ты сделан из грязи. Будь великодушным, ибо ты сделан из звезд. Сербская пословица


Знакомство с техниками ребёфинг, вайвейшн

01.11.2011

Дыхание – исцеляющая сила

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах. Дышать, значит жить, и без дыхания нет жизни. "Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания. Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания»,  - пишет Йог Рамачарака в «Науке о дыхании индийских йогов». В древних культурах дыхание играло очень важную роль в космологии, мифологии и философии и выступало как важное орудие в обрядовой и духовной практике. С начала истории каждая значительная духовно-психическая система, стремящаяся постичь природу человека, рассматривала дыхание как решающую связь между телом, умом и духом. Это ясно выражают слова, которыми многие языки обозначают дыхание. В древнеиндийской литературе слово "прана" означает не только физическое дыхание, но также священную сущность жизни. «Под «праной» мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность каждого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно не проявлялось…. прана есть душа Силы и Энергии во всех ее проявлениях, - начало, которое действуя известным образом, вызывает проявления, называемые «жизнью». Оно есть и в воздухе, но оно не воздух.Точно также в традиционной китайской медицине слово "ци" относится как к космической сущности и энергии жизни, так и просто к воздуху, который вдыхают наши легкие. В Японии этому соответствует слово "ки". В японской духовной практике и в воинских искусствах "ки" играет чрезвычайно важную роль. В древнееврейской традиции такое же слово - "руах" обозначало и дыхание, и творящий дух, ибо они считались тождественными.

Дыхание – это средство, при помощи которого реализуются взаимоотношения между Богом и Человеком. «Бог создал мир благодаря дыханию и благодаря дыханию он сохраняется» (Зохар 1:47а)». В славянских языках слова «дух» и «дыхание» имеют один и тот же лингвистический корень.

На протяжении веков было известно, что на сознание можно повлиять методами, включающими в себя дыхание. Приемы, которые использовались с этой целью различными древними культурами, охватывают широкий диапазон методов от решительного прекращения дыхания до тонких и изысканных упражнений различных духовных традиций.

Так, первоначальный способ крещения, практиковавшийся ессеями, включал погружение посвящаемого в воду на продолжительное время, что приводило к мощному переживанию смерти – возрождения. Глубокие перемены в сознании могли вызываться как гипервентиляцией и продолжительной задержкой дыхания, так и их поочередным использованием. Древнеиндийская система – пранаяма – содержит большое количество разнообразных упражнений подобного рода. «Йоги знают, что при известных приемах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собирать ее, сколько им ее потребуется. При этом не только укрепляется тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии, и развиваются новые способности и психические силы». Особые техники, включающие напряженное дыхание или задерживание дыхания, также являются частью различных упражнений в Кундалини-Йоге, Сиддха – Йоге, тибетской Ваджраяне, бирманских и даосских способах медитации, практике суфиев и множестве других.

Среди разнообразных методов лечения и профилактики заболеваний, разработанных в древнем Китае, особое место занимают специальные упражнения, направленные на регуляцию дыхания, энергии, жидкостей в организме. Упражнения эти, известные под названием "ци-гун" (букв. "работа энергии - ци"), традиционно использовалась в системах психотренинга Даосских и Буддийских школ, в той или иной мере применялись, как базовые, в различных видах восточных методов борьбы и, наряду с иглотерапией, массажем, траволечением, входили в систему восточной медицины. Основной (базой) для занятий ци-гун терапией являются упражнения сосредоточения внимания и регуляции дыхания, выполняемые в статических позах (сидя, стоя, лежа). Этим упражнениям уделяется особое внимание, т.к. именно на их основе строятся упражнения, связанные с движением тела (динамические упражнения). «Практика Цигун включает в себя не только процесс дыхания и накопления энергии; она также рассматривает тренировку дыхания как способ приобретения абсолютного контроля над умом и телом. Она дает нам физиологическое и психологическое равновесие…..

В древности мастера Цигун связывали порожденную дыханием внутреннюю энергию с качеством и жизненной силой крови. Ими были найдены способы управления процессом дыхания, который до этого считался автоматическим. Осознанно контролируя свое дыхание, они обнаружили, что могут влиять на различные процессы в теле - биение пульса, ток крови и множество других физических и эмоциональных функций…..», - пишет Ненси Зи, оперная певица и эксперт по Цигун в своей книге «Искусство дыхания». Гуннел Миннет, автор книги «Дыхание и Дух», исследуя корни ребефинга в восточных традициях, пишет: «Одно упражнение Ци-Гун, в частности, известное, как «дыхание любви», кажется, полностью повторяет паттерн дыхания, который преобладает в успешной дыхательной сессии». Далее она описывает это упражнение: «Дыхание Любви: это упражнение делается верхней частью грудной клетки с медленным вдохом и выдохом. Вдох такой же длинный, как и выдох и не должно быть пауз между ними, так чтобы дыхание происходило в естественном, мягком цикле.

Цель этого паттерна – сделать сердцебиение гармоничным и циркуляцию крови и других жидкостей организма более мягкой. Психологически эта форма дыхания вызывает чувство гармонии и любви ко всем созданиям. Она также создает большую чуткость, симпатию и понимание по отношению к другим». Более тонкие техники, которые делают упор, скорее, на особом осознании дыхания, чем на специфическом дыхательном рисунке, занимают важное место в буддизме Сото Дзен и в некоторых даосских и христианских практиках.

Дыхание – это проводник духовного опыта, посредник между телом и разумом. Это первый шаг к преображению тела из состояния более или менее пассивно и бессознательно функционирующего органа, в проводник или инструмент полностью развитого и просветленного разума, что демонстрирует великолепие и совершенство тела Будды……. Наиболее важный результат практики внимательности в отношении дыхания – это осознание того, что процесс дыхания является связующим звеном между сознательными и подсознательными, грубо материальными и тонко материальными, волюнтаристcкими и не волюнтаристcкими функциями и потому наиболее совершенным выражением сущности всей жизни». Одной из распространенных в наше время Школ Буддизма является Школа Випассаны – Дхамма Хаус, которая основывается на медитации наблюдения, и первой и базовой частью этой медитации является именно практика наблюдения за дыханием – Анапана. Итак, на базе всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что фундаментом для развития западных дыхательных психотехник является знание, накопленное во многих культурах о том, что дыхание является эффективным инструментом изменения и расширения сознания, лечения и профилактики заболеваний, достижения гармонии и внутреннего равновесия.

В 62 году прошлого века Леонард Орр, американский духовный искатель, экспериментируя с собой, открыл, что если дышать определенным образом, то можно пережить заново свое рождение и благодаря этому освободиться от родовой травмы. На основное открытие понадобилось не менее 10—15 лет. Сначала Леонард экспериментировал на себе.Процесс формирования этой техники был тесно связан с историей его жизни. Леонард родился в Уолтоне — маленьком, фермерском городке штата Нью-Йорк. Он был шестым ребенком в семье. Его мать каждые 18 месяцев рожала по ребенку, и в течение четырех лет родились три девочки, потом она решила больше не иметь детей. Но вопреки ее желанию родились еще трое детишек, а Леонард был последним. Он был нежеланным ребенком, поэтому беременность и роды происходили чрезвычайно тяжело. Леонард родился с пуповиной, обвитой вокруг шеи три раза. При помощи ребефинга ему удалось вспомнить и пережить свое рождение.

С 1974 г., когда он стал достигать устойчивых результатов, то назвал практику «ребефинг» и начал предлагать ее другим людям. Так с 74 года началась эра активного освоения ребефинга. Многие ищущие с энтузиазмом пришли в это движение. Благодаря ребефингу, люди открывали в себе новые области своего сознания, связанные с рождением, смертью, прошлыми жизнями, биографическими переживаниями, и понимали влияние этих областей сознания на свою жизнь. Ребефинг предоставлял возможность – обнаружить в себе истоки актуальных проблем, рассмотреть их, и найти вариант исцеления.

Ребефинг (от англ. rebirthing — 'возрождение', 'духовное воскресение') — система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего самого сильного — родового, который мы все испытываем в момент появления на свет.

ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИИ

Ребефинг можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки - высвобождение дыхания, высвобождение энергии, проработка пяти Великих Проблем:

1)    Родовая травма, негативная информация и негативные переживания, связанные с рождением человека;

2)    Неодобрение родителей — человек создает негативные мысли о себе, если родители говорили о нем что-то неодобрительное;

3)    Специфические негативные идеи. Суть их сводится к отрицательным идеям о жизни, например, «Жизнь приносит мне вред», «Люди будут причинять мне боль, если я буду делать то, что хочу», «Жизнь плоха» и т. п. при систематическом повторении они становятся верованиями;

4)    Неосознанное стремление к смерти (Танатос).Это негативная идея, которая создается страданием, мыслями о болезни, старости, смерти;

5)    Прошлые жизни (инкарнации). У многих людей сохраняются воспоминания о прошлых жизнях.

Они тоже требуют внимания и определенной проработкив процессе.

Концепция «Мысли творят реальность». Любой человек как творец «негативных» и «позитивных» мыслей ответственен за негативные и позитивные результаты своей жизни. Так как большая часть негативных мыслей обычно не осознается, то задачей связного дыхания является выведение их в поле ясного осознания. При осознании мы можем перевести «негативные» мысли в позитивный контекст. «Вдыхайте прекрасные мысли и выдыхайте плохие» (Ray, 1983. р. 61).

«Негативные» мысли начинаются со слов «Я не могу... Невозможно... Это не для меня...» и так далее, то есть человек, приняв их к руководству, сужает сферу возможных решений и ограничивает свою жизнь.

«Позитивные» мысли: «Я могу... Легко и приятно...».

Цель ребефинга — переделать все минусы в плюсы, все отрицательные мысли в положительные аффирмации. Соответственно мыслям  изменится и реальность. По убеждению Л. Орра и С. Рэй, именно мыслям даровано право творить реальность, а стало быть, «мы контролируем нашу собственную природу и все окружающее» (Ray, 1983, р. 61).

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и «сухой» процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. При наличии у дышащего фобии смерти или фобии воды водный ребефинг проводится 5 — 8 раз, после чего, как правило, эти страхи исчезают или становятся не такими яркими и выраженными. Для многих людей водный ребефинг является эффективным средством проработки перинатальных матриц. Кроме того, ощущения, эмоции и состояния при водном ребефинге отличаются особой яркостью.

Особенное внимание уделяется работе с аффирмациями.  Аффирмация (от англ. affirmation — "утверждение") в самом общем смысле — предложение, приводящее к смене негативного контекста на позитивный. Работа с аффирмациями — нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее в различной форме.

В конце 70х годов, первая волна энтузиазма ребеферов стала спадать. Но к тому времени пионеры ребефинга уже накопили достаточно опыта и переживаний, чтобы начать размышлять над самой техникой. И как результат этих размышлений родились новые техники.

Одна из них - Интегративный Ребефинг или Вайвейш

В 1979 году Джим Ленард, Фил Лаут - ребеферы второго поколения, - разработали технику, которую назвали - Интегративный Ребефинг, а затем в августе 1987 года  зарегистрировали эту технику, под названием Вайвейшн. Вайвейшн (от лат. “vivation”, “vivo” - жить, “vividus” - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный). Эта техника стала его ответом на проблему интеграции переживаний. Термин «Vivation», на взгляд Джима гораздо больше отражает, то, чем является дыхательный процесс, и поэтому основой его новой техники стала работа со всеми появляющимися чувствами, без специального акцента на рождении, как было в ребефинге. Развитие техники Вайвешн повлекло за собой новую волну исследований ИСС. В результате появилась идея о РСС – Расширенных Состояниях Сознания. Расширенные состояния сознания (РСС) в отличие от Измененных (ИСС), характеризуются не просто каким-то изменением состояния сознания, а определенным изменением, которое можно описать, как возникновение связности между разными слоями сознания. При расширении сознания, создается «туннель», связывающий зону привычного состояния с новой зоной, т.е. увеличивается пространство осознанности, это означает, что внимание дышащего человека распределено между обыденным и более глубокими слоями: биографическим, перинатальным или трансперсональным. Эта растяжка может позволить дышащему понять связь захватившего его переживания с ситуацией «здесь и сейчас» в его жизни, и, поняв эту связь, найти решение своей актуальной жизненной задачи. Такой процесс многие "дыхальщики" называют интеграцией.

В ребефинге Л. Орра существовало понятие «высвобождения», и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение («выпустить тигра из клетки»), но и использование определенных методов работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует представление о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции.

Интеграция (от лат. integer — целый) — понятие, введенное в ребефинг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение её энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания.

Существуют основные требования к дыханию, которые практикуются в вайвейшн.

1.    Цикличность, связность. Между вдохом и выдохом, между выдохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох. Это дыхание по кругу.

2.    Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.

3.    Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).

Классы дыхания — условно выделенные типы связного дыхания, каждый из которых имеет определенную внутреннюю структуру и функцию в процессе дыхания. В вайвейшн в зависимости от темпа и объема дыхания выделено три класса дыхания:

•    глубокое и медленное. Этот тип лучше использовать при вхождении в процесс, а также после того, как, интегрировав один блок, вы готовитесь к новому циклу интеграции;

•    быстрое и поверхностное. Этот тип следует использовать, когда процесс идет быстро и глубоко. Поверхностное дыхание дает возможность удержаться в процессе, а темп ускоряет интеграцию;

•    быстрое и глубокое. Этот тип предназначен для того, чтобы удержать сознание в теле во время ускорения процесса. Большой объем воздуха помогает вам не выходить за пределы тела, а темп ускоряет процесс интеграции.

В основе концептуальной модели вайвейшн лежит экстатическое восприятие мира, приводящее человека к переживанию реальности как «океана блаженства».

Вайвейшн — скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. В ощущениях отражается весь мир, давая нам знать о себе, поэтому и целью вайвейшн является не изменение реальности и не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с этой реальностью. Почувствовать жизнь в себе, а себя живым прямо здесь и с теми чувствами и ощущениями, которые есть прямо сейчас. Праздновать жизнь, которая уже давно идет.

Дж. Ленард преобразовал ребефинг с помощью пяти элементов.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВАЙВЕЙШН

Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге  — неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:

•    циклическое дыхание,

•    полное расслабление,

•    детальное осознание,

•    интеграция в экстаз,

•    полное доверие .

Для контакта со своим телом в вайвейшн используется связное дыхание — 1 элемент вайвейшн. Напряжение скрывает вытесненные эмоции и чувства подобно толще воды. Отступая во время отлива, вода обнажает дно океана и то, что на нем осталось. Так же и полное расслабление  — 2 элемент вайвейшн — позволяет обнаружить паттерны подавления в виде эмоций и ощущений. Детальное осознавание  — 3 элемент вайвейшн. Это скорее моральная категория, относящаяся к сфере глубинной демократии. Стоит ли замечать малые голоса? Стоит ли внимательно относиться к тонкому, едва заметному? Для этого нужно признать их право на существование внутри нас и перестать подавлять и преодолевать сенсорные ощущения. Интеграция в экстаз  — 4 элемент вайвейшн — хорошо соотносится с праведной памятью в восьмичленном благородном пути буддизма. Будучи поглощены, омрачены каким-либо чувством, переживанием, вы можете расширить свое осознание и выйти за его пределы, не переставая проживать его. Таким образом, в поле осознания попадает фон, на котором разворачивается это переживание, то есть то пространство, в котором все происходит. В расширенное поле осознания могут попасть и другие фигуры, другие чувства и ощущения. Образно говоря, интеграция в экстаз — это способность за деревьями увидеть лес.

Делай то, что ты делаешь, желания достаточно. Полное доверие - 5 элемент вайвейшн.  He нужно быть совершенным, чтобы сделать это совершенно.Таким образом, вместо установки на усиление, в вайвейшн применяется установка на расширение осознавания, а вместо умопомрачительных путешествий в измененном состоянии сознания предлагается установить контакт с ощущениями тела здесь и сейчас.

Вайвейшн — это умение быть совершенным прямо сейчас.

Ты всегда свободен и всегда имеешь право на выбор.

Ты свободен и можешь выбрать печаль, страх, несчастье, горе и депрессию... Но также ты можешь прямо сейчас выбрать веселье, радость, счастье и упоение сладостью жизни.

Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.

Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в черно-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блаженства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, несчастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, черный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить эту долю...»

Это касается скорлупы.

А жизнь тем временем бурлит, играет, брызжет красками и шепчет: «Откройся, прими, расслабься, напейся соками моими...»

Вайвейшн — это когда твои уши открыты голосу жизни.

Вот безбрежный океан жизни — океан блаженства. Прямо сейчас ты можешь прильнуть губами к его водам.

Ты можешь — это вайвейшн.

Вайвейшн можно свести к нескольким предложениям:

1.   Найди самое сильное ощущение в своем теле и дыши через него.

2.   Заметь самые тонкие изменения.

3.   Интегрируй в экстаз.

Работами Джима Леонарда и Фила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей "философией для внутреннего использования", философией принятия и трансформации в радость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть лечение, религия, психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и не их замена. Ребефинг - это современный совершенный метод самопомощи, дающий человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности и улучшить состояние здоровья.

Записаться на сессию ребефинга вы можете по телефону Студии: 67-13-27.